Как банки проверяют заемщиков перед выдачей кредита. Проверка через соцсети.
Западные банки при оценке платежеспособности потенциального заемщика давно обращаются к страничкам в соцсетях, причем делают это на вполне законных основаниях.
Например, законодательство США предусматривает предоставление информации социальными сетями в Бюро Кредитных Историй, а для получения небольшого потребительского кредита иногда достаточно ссылок на свои странички в Facebook или Twitter, конечно, при условии, что там отсутствует компромат. Помимо этого, анализируется и другая информация из Интернета: какие покупки совершаются в Интернет-магазинах, на какие суммы, есть ли у клиента дополнительный заработок в мировой паутине, ведет ли клиент добропорядочный образ жизни, соответствуют ли заявленные данные о семейном положении и образовании информации из Интернета.
В России нет обязательного предоставления информации из социальных сетей скоринговым агентствам или банкам, но при получении серьезных кредитов, таких как ипотечный, или кредит на приобретение дорогого автомобиля, или потребительский на крупную сумму при анализе надежности заемщика информация социальных сетей тоже может быть приобщена к делу. И поскольку у россиян во всем свой особенный подход, то и информация из социальных сетей тоже подвергается контролю по особенным параметрам. В первую очередь, просматриваются фотоальбомы на предмет выявления склонности клиента к пьянству, то есть определяется доля фотографий, на которых будущий заемщик изображен в состоянии алкогольного опьянения. Далее проверяется правдивость информации в соцсетях: соответствует ли информация о работе, учебе и семейном положении той, которая отражена в пакете предоставленных банку документов. И даже когда очевиден не обман, а склонность «поприкалываться», банки вполне могут сделать вывод о недостаточной серьезности претендента на кредит.
Заинтересовать сотрудников банка может не только информация о работе, но и о проведении свободного времени: где любит отдыхать заемщик, чем заниматься, соответствуют ли его занятии его доходам, или он привык жить на широкую ногу. не сообразуясь с ними? Интересной представляется и активность клиента в группах, сообществах и форумах, на которых поднимаются вопросы о способах не выплаты кредитов или уклонения от коллекторов или приставов. Негативно сказывается и наличие в Интернете страничек потенциального заемщика, где его информация помещается под чужими фотографиями. И еще один пласт информации, который дает представление о клиенте, - это информация о друзьях в социальных сетях. Каков их социальный статус, доходы, отношение к жизни. Короче, поговорка о друзьях актуальна и в вопросах определения надежности потенциального заемщика.